Перейти на версию для слабовидящих
Размер шрифта
A A A
Цветовая схема
a
a
a
Изображения
Развернуть панель

Назад к списку

Строительство русских печей!

Строительство русских печей!
Только в нашей компании специалисты смогут предложить Вам современные варианты строительства русской печи!
Сегодня русская печь переживает второе рождение. Хорошие печники нарасхват, к ним записываются в очередь за два-три ме
сяца. Разумеется, не стоит рассматривать печь как основной и – тем более – единственный источник тепла в доме. Печь (как, впрочем, и камин) – это всё-таки дополнительный вариант отопления. Более хлопотный и затратный, менее экономичный, но несравнимо более душевный…
Под печку необходимо заранее подготовить фундамент или бетонные перекрытия достаточной прочности, чтобы пол под ней не рухнул и не стал оседать. Если дом уже построен и обжит, то и тут возможны варианты. Например, русскую печь можно построить на участке. Конечно, в северном климате ею можно будет пользоваться только летом, а вот в средней полосе России и южнее – практически круглый год. В уличной печке можно готовить прекрасные блюда славянской кухни, включая, разумеется, шашлычки.
Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения, Баба-яга мыла-парила в ней незваных гостей, а немощный Илья Муромец на печной лежанке лежал плашмя долгие годы, пока бродячие старцы не исцелили былинного богатыря и не призвали его на подвиги ратные. Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой… И, судя по всему, послужит ещё нам и нашим внукам…
Место на печи – самое тёплое в доме, поэтому оно по праву принадлежало малым детям и старикам. Родители наставляли отроков: «Корми деда на печи – сам там будешь!».
Печь играла важную роль в народных верованиях. Считалось, что, будучи вместилищем огня, печь обладала целительной энергией и могла превратить «чужих» людей в «своих»: входя в дом и прикладывая руки к печи, гость проникался домашним теплом и добротой. Да и домовой, языческий хранитель домашнего очага, тоже жил за печкой.
В печи даже мылись! Правда, не все – только дети да старики. Делалось это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали всё лишнее – еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в сияющий зев русской печи. На стены русской печи плескали водой или разведённым квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Полагалось сидеть в русской печи и потеть. Чтобы не обжечься, печь застилали соломенными ковриками-матами. После бани коврики споласкивались, сушились и сворачивались до следующего раза. Детей обычно мыли в небольшом тазу прямо в печи. Печному огню приписывали чудесные свойства: читая заговоры и сжигая в его пламени магические предметы, люди просили здоровья, исцеления.
Чтобы облегчить женщине роды в крестьянской избе, открывали печную заслонку, двери, окна. А новорождённых детей клали на печку, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Иногда их даже «окатывали печным духом»: заносили на несколько секунд в печной зев, чтобы печка «подышала» на ребёнка. Лечились не только теплом и огнём печи, но и дымом, окуривая помещения или вдыхая его. Для таких ингаляций пользовались раскалённым кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они и тлели. Для компрессов использовали угольный порошок, смешанный с тёртым картофелем. При лихорадке заваривали и пили опечину (пережжённую глину). Лечились золой, готовили снадобья из трав.
Первоначально печь была глинобитной и трубы не имела. Поскольку сильный огонь в ней не разводился из-за опасности пожара, она «курилась» на малом огне, отчего называлась курной. Топили печь «по-чёрному»: дым, заполнив помещение, выходил через верхний притвор входных дверей, а холодный воздух от порога поступал внутрь дома. Потом стали прорубать отверстие в стене под потолком. Когда печь не топилась, это отверстие затыкалось (заволакивалось) деревянными заслонками. Отсюда и название: волоковое окно.
Курная печь представляла собой свод с толстыми стенками, установленный на специальном возвышении – опечье. Пространство под сводом называлось духовой камерой, или горнилом. В одном из торцов свода было устроено невысокое отверстие – устье. Через него закладывались дрова в печь, через него же ставилась пища для приготовления. Перед устьем имелась площадка – шесток, выполнявшая функции столика. Дым выходил непосредственно в избу, под потолок, а затем через специальное волоковое окошко – наружу. Печь топили и летом, и зимой. Огонь разводили раскалёнными углями, которые берегли и хранили в горнушке (небольшом углублении), под слоем золы. Взаймы их давали с неохотой и только с условием обязательного возврата после растопки.
К началу 17-го века появились первые печные трубы. Выполненные из тёса (тёсаное топором дерево) они не примыкали к самой печи, а находились на безопасном расстоянии. Между трубой и устьем горнила монтировался колпак-дымосборник. Такая конструкция намного увеличила производительность, так как тяга многократно возросла, но и увеличила пожароопасность: кто из нас не видел вырывающиеся искры из сильно топящейся печи?
Чёрные печи часто становились причиной пожара, поэтому Пётр Первый в 1718 году издал указ, запрещающий строительство курных печей и деревянных труб. Впрочем, на дальних сибирских поселениях курные печи строились до конца 19 века. Отчасти это можно объяснить консервативностью патриархального общества, а отчасти тем, что под потолком таких изб можно было прокуривать рыбацкие сети, что удлиняло срок их службы. На смену курной печи пришла печь с дымосборником и трубой.
По-белому
Русская печь с кирпичной трубой называется «белой», и, соответственно, топят её по-белому. Принцип работы такой печи очень прост. В горниле раскладывают дрова посередине пода и поджигают. Естественно, вьюшка или задвижка во время розжига должна быть открыта. Необходимый для горения дров воздух поступает через нижнюю часть устья печи, а продукты горения и дым, поднимаясь к своду, движутся к верхней части устья. Преодолев порог устья, дымовые газы выходят в зону шестка и уходят в дымосборник и далее в трубу. Когда прогорят дрова, оставшиеся угли выгребают на шесток. Для томления щей, каш угли оставляют в топке и после установки чугунков угли придвигают к ним, распределяя равномерно по кругу, чтобы чугунки разогревались равномерно.
Под делается с лёгким уклоном, из специального подового кирпича (25х25 см). Передняя стенка топки имеет сводчатое отверстие – чело (или устье). Оно может закрываться съёмной заслонкой.
От шестка
Печь располагалась обычно в углу самой главной комнаты и могла обогревать помещение площадью до тридцати квадратных метров. Фундаментом для русских печей сначала служили хвойные или дубовые толстые брёвна, но из-за их частого возгорания настил стали делать из камня или битых кирпичей. На него клали основание печи, причём материалом служили любые доступные в те времена материалы: глина, камни, древесина. В печке устанавливали «подпечек» – место для печных инструментов и инвентаря.
При всех неоспоримых достоинствах классическая русская печь имеет важный недостаток – она прогревается только с уровня шестка (шесток – площадка перед устьем печи) . Всё, что находится ниже, остаётся холодным. От этого зимой в избах спали на полатях, а по полу ходили в валенках.
Для устранения этой проблемы печи стали делать с подтопком. Внешне такая печь мало отличалась от обычной, но имела плиту в шестке и отдельную топку (подтопок) к ней. Дымоходы от подтопка проходили вдоль одной или нескольких стенок печи. В основном топили подтопок, а при сильных морозах топили ещё и «по-русски». Таким образом, чтобы прогреть печь полностью, приходилось разводить огонь сразу в двух местах – в подтопке и в горниле..
Посмотреть на Facebook